Профориентация

Добро пожаловать в виртуальный кабинет профориентации!

Профессиональная ориентацияэто совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбрать профессию с учетом его запросов и возможностей.
Помочь учащимся осознанно выбрать профессию, сформировать собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности — задачи профориентационной работы в школе.


Профориентационный минимум

Федеральная платформа "Билет в будущее"
Проморолик федерального проекта "Билет в будущее"
Модель "Профориентационный минимум" для образовательных организаций

Минпросвещения России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов: Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 N АБ-2324/05"О внедрении Единой модели профессиональной ориентации"(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, (ссылка).

Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
  • профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
  • урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
  • внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
  • воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикc», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
  • дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
  • профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
  • взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» “Билет в будущее” - бесплатная профориентация для школьников, выбор профессии онлайн

Внеурочная деятельность
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» Ссылка ("Россия - мои горизонты")
Презентация о курсе внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты" Ссылка

Урочная деятельность
В уроках общеобразовательного цикла становятся обязательными модули, посвященные значимости учебного предмета для профессиональной деятельности.
Предметные профориентационные уроки расскажут о том, как тот или иной предмет будет полезен в профессиональной деятельности и в каких отраслях знание этого предмета пригодится больше всего.
По материалам можно будет провести как полное занятие на 45 минут, так и взять часть для дополнения урока.
Для 6-11 классов будут доступны уроки по общеобразовательным предметам: русский язык и литература, математика, химия, физика, биология, информатика, обществознание. Для 6-7 классов дополнительно будут доступны география, иностранный язык, история.
С готовыми профориентационными материалами для школьных предметов можно ознакомиться по ссылке: конструктор будущего.

Работа с родителями
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, по взаимодействию с родителями в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 6-11 классов Ссылка

Базовые принципы сопровождения профессионального самоопределения: Направленность на формирование активности личности, владеющей профориентационно значимыми компетенциями.
Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения. Длительные программы сопровождения; «ранняя профориентация» = ранняя подготовка к выбору.
Социальное партнерство в реализации профориентационной работы с детьми.

Практико-ориентированный характер профориентационной работы. Предполагает формирование развернутой системы профессиональных проб и других подобных форм.
Доступность. Получения профориентационных услуг.
Перспективность. Обращённость в будущее как ведущее требование к содержанию современной профориентационной работы. Многоуровневое социальное партнёрство. Межведомственное взаимодействие сетевое и межуровневое сотрудничество образовательных организаций нетворкинг (семья, школа и работодатель).

Этапы и содержание профориентационной работы:
Дошкольное образовательное учреждение

В рамках ранней профориентации цель работы с детьми дошкольного возраста – сохранить положительное отношение к труду, обогатив его знаниями о мире профессий и пониманием своего места в этом мире.

Задачи
  • формирование целостного и системного представления картины мира труда и профессий;
  • формирование осознанного отношения к труду у младших школьников, интереса к профессионально-трудовой деятельности;
  • помощь в осознании школьниками значимости труда для семьи и общества и важности любой профессии;
  • формирование мотивации к познавательной деятельности.
Результат
  • Формируется представление о мире труда;
  • Имеют представления о функционале профессий;
  • Понимают и узнают профессии по их атрибутам;
  • Имеют заложенную основу для естественного формирования трудолюбия.
Начальная школа (1-4 класс)
Цель
создать образовательную среду, способствующую самоопределению обучающихся.

Задачи
  • обеспечение знания основ профессионального выбора и самоопределения;
  • познакомить учащихся с профессиями;
  • познакомить с миром профессионального труда, роли современного производства в жизни человека и общества;
  • учить учащихся способам определения психологических особенностей своей личности, своих профессиональных возможностей и интересов;
  • познакомить учащихся с профессиональными требованиями к личности;
  • учить способам приобретения желаемой профессии;
Ранняя профориентация в начальной школе заключается том, что:
  • учащиеся пробуют свои силы в разных сферах деятельности (игровые профессиональные пробы), определяя свои интересы и возможности;
  • для учащихся организуются встречи с представителями ряда перспективных профессий, мастер-классы от профессионалов, которые помогут больше узнать о содержании труда в каждом из представленных профессиональных направлений, о возможностях развития в той или иной сфере и получить ответы на все волнующие вопросы.
  • участвуют в профориентационных проектах и конкурсах.
Результат:
  • осознание младшими школьниками значимости труда и важности любой профессии;
  • развитие интереса ребёнка к профессионально-трудовой деятельности;
  • воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка).
Задачи формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание основных подходов на протяжении всего периода профессионального самоопределения:
  • мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании интересующих школьника вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения;
  • информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством, что создает основу карьерной грамотности;
  • практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих установить обучающемуся связь между получаемыми теоретическими знаниями и теми текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории; участие в профессиональных пробах и др.;
  • диагностико-консультативный подход: направлен на помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и склонностей.
Дополнительное образование детей
Профориентационная работа в начальной школы (1-4 классов)   реализуется через занятия по дополнительной общеразвивающей программе «ГородОК профессий»

Локальные документы
Сотрудничество
  • ГБУ ДО Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга
  • ГБОУ Школа №199 сотрудничает с образовательными организациями высшего образования города Санкт-Петербурга.
  • ГБОУ Школа №199 Приморского района г. Санкт-Петербурга присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме: «Организационное, методическое и кадровое обеспечение воспитательного процесса в условиях непрерывного образования».
Сотрудничество, документы Участие в профориентационных проектах
  • Школьный проект «ПРОпрофессии» ссылка (положение)
  • Участие во всероссийских профориентационных проектах
Полезные ссылки при выборе профессии:
График работы, ответственного за профориентационную работу в школе: